Strict Standards: Resource ID#4 used as offset, casting to integer (4) in /home/users/k/k25/domains/apf.zachalo.ru/forum/include/fm.class.php on line 397

Strict Standards: Resource ID#8 used as offset, casting to integer (8) in /home/users/k/k25/domains/apf.zachalo.ru/forum/include/fm.class.php on line 397

Strict Standards: Resource ID#10 used as offset, casting to integer (10) in /home/users/k/k25/domains/apf.zachalo.ru/forum/include/fm.class.php on line 397

Strict Standards: Resource ID#11 used as offset, casting to integer (11) in /home/users/k/k25/domains/apf.zachalo.ru/forum/include/fm.class.php on line 397
:: Современные подвижники
 Помощь      Поиск      Пользователи


 Страниц (2): [1] 2 »   

> Без описания
Михал Михалыч Супермодератор
Отправлено: 08 Сентября, 2010 - 22:35:55
Post Id



Магистр форума.


Покинул форум
Сообщений всего: 644
Дата рег-ции: Нояб. 2009  





Замечательный рассказ Архимандрита Тихона (Шевкунова).

Вредный отец Нафанаил

В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга архимандрита Тихона (Шевкунова). В нее вошли реальные истории, произошедшие в разные годы, которые в дальнейшем были использованы в проповедях, произнесенных автором.

Если бы в то время кто-то предложил назвать самого вредного человека в Печорах, то без сомнений услышал бы в ответ только одно имя – казначей Псково-Печерского монастыря архимандрит отец Нафанаил. Причем в этом выборе были бы единодушны священники и послушники, монахи и миряне, коммунисты из печорского управления КГБ и местные диссиденты. Дело в том, что отец Нафанаил был не просто вредный. Он был очень вредный.

К тому времени, когда я узнал его, он представлял собой худенького, с острым пронзительным взглядом преклонных лет старца. Одет он был и зимой и летом в старую застиранную рясу с рваным подолом. За плечами обычно носил холщовый мешок, а в нем могло быть что угодно – и сухари, пожертвованные какой-то бабкой, и миллион рублей. И то и другое в глазах отца казначея являло собой чрезвычайную ценность, поскольку было послано в обитель Господом Богом. Все это достояние отец Нафанаил перетаскивал и перепрятывал по своим многочисленным потаенным кельям и складам.

Финансы монастыря были полностью в ведении и управлении отца Нафанаила. А тратить было на что: каждый день в обители садились за стол до 400 паломников и 100 монахов. Надо было обеспечивать бесконечные монастырские ремонты, новые стройки, да еще ежедневные житейские потребы братии, да помощь бедным, да прием гостей, да подарки чиновникам… Да и многое что еще. Как отец Нафанаил один справлялся со всеми этими финансовыми проблемами, не ведомо было никому. Впрочем, на его плечах лежало и все монастырское делопроизводство. А еще – составление устава для ежедневных длинных монастырских богослужений, обязанности монастырского секретаря, ответы на письма людей, обращавшихся в монастырь по самым разным вопросам, и, наконец, он делил с отцом Наместником труды по весьма, как правило, неприятному общению с официальными советскими органами. Все эти обязанности, от одного перечисления которых всякому нормальному человеку должно было бы стать плохо, отец Нафанаил исполнял с таким вдохновением и скрупулезностью, что мы иногда сомневались, осталось ли в нем что-то еще, кроме церковного бюрократа.

Ко всему прочему на отце казначее лежала обязанность надзора за нами – послушниками. И можно не сомневаться, что исполнял он это дело со свойственной ему дотошностью: подглядывал, высматривал, подслушивал – как бы мы чего не сотворили против уставов или во вред монастырю. Хотя, честно признаться, присматривать за послушниками действительно было надо: приходили мы из мира в обитель изрядными разгильдяями.

Была у него еще одна фантастическая особенность: он всегда появлялся именно в тот момент, когда его меньше всего ждали. Скажем, увильнет монастырская молодежь от послушания и расположится где-нибудь на гульбище древних стен отдохнуть, поболтать, погреться на солнышке. Как вдруг словно из-под земли появляется отец Нафанаил. И, тряся бородой, начнет своим трескучим, особенно невыносимым в такие минуты голосом выговаривать, да так, что послушники готовы сквозь землю провалиться, только чтобы закончилось это истязание.

В своем усердии отец Нафанаил в буквальном смысле не ел и не спал. Он был не просто аскетом: никто, например, никогда не видел, чтобы он пил чай, а только простую воду. Да и за обедом съедал еле-еле пятую часть из того, что подавалось. Каждый вечер он непременно приходил на ужин в братскую трапезную, но лишь с той целью, чтобы, сидя перед пустой тарелкой, придирчиво наблюдать за порядком.

При этом энергия его была изумительна. Мы не знали, когда он спит. Даже ночью в окнах его кельи через ставни пробивался свет. Старые монахи говорили, что в своей келье он либо молится, либо пересчитывает горы рублей и трёшек, собранных за день. Все это несметное богатство ему еще надо было аккуратно перевязать в пачки, а мелочь разложить по мешочкам. Когда он заканчивал с этим, то начинал писать руководство и пояснения к завтрашней службе: никто, как отец Нафанаил, не разбирался во всех особенностях и хитросплетениях монастырского уставного богослужения.

Но даже если ночью свет в его келье и выключался, все отлично знали, что это вовсе не означает, что мы хотя бы на время можем считать себя свободными от его надзора. Нет, ночь напролет в любое мгновение отец Нафанаил мог появиться то там, то здесь, проверяя, не ходит ли кто по монастырю, что было настрого запрещено.

Помню, как-то зимней ночью мы, просидев допоздна в гостях у кого-то из братии на дне ангела, пробирались к своим кельям. И вдруг в пяти шагах от нас из темноты выросла фигура отца Нафанаила. Мы замерли от ужаса. Но через несколько мгновений с удивлением поняли, что на этот раз казначей нас не видит. И вел он себя как-то странно. Еле волочил ноги и даже пошатывался, сгорбившись под своим мешком. Потом мы увидели, как он перелез через низкий штакетник палисадника и вдруг улегся в снег прямо на клумбу.

«Умер!» – пронеслось у нас в головах.

Мы выждали немного и, затаив дыхание, осторожно приблизились к нему. Отец Нафанаил лежал на снегу и спал. Просто спал. Так ровно дышал и даже посапывал. Под головой у него был мешок, который он обнимал обеими руками.

Мы решили ни за что не уходить, пока не увидим, что будет дальше, и, спрятавшись от света фонаря в тени водосвятной часовни, стали ждать. Через час мы, вконец закоченевшие, увидели, как отец Нафанаил внезапно бодро поднялся с клумбы, стряхнул запорошивший его снежок и, перекинув мешок за спину, как ни в чем ни бывало направился своей дорогой.

Тогда мы совершенно ничего не поняли. И лишь потом давно знавшие казначея монахи объяснили, что отец Нафанаил просто очень устал и захотел удобно поспать. Удобно в том смысле, что лежа. Поскольку в своей келье он спал только сидя. А чтобы не нежиться в кровати, предпочел поспать в снегу.

Впрочем, все, что касалось образа жизни печорского казначея в его келье, было лишь нашими догадками. Вредный отец Нафанаил никого в свой сокровенный внутренний мир не допускал. Да что там говорить – он никого не пускал даже в свою келью! Включая всесильного отца Наместника. Хотя это и казалось совершенно невозможным, чтобы Наместник отец Гавриил куда-то в своем монастыре не мог войти. Тем более что келья казначея находилась не где-нибудь, а на первом этаже в доме, где жил Наместник, прямо под его покоями. Конечно, мириться с таким положением вещей для хозяина монастыря было невозможно. И вот однажды отец Наместник после какого-то праздничного обеда, будучи в чудесном расположении духа, объявил отцу Нафанаилу, что не откладывая идет к нему в гости попить чайку.

Несколько человек из братии, находившиеся рядом в тот момент, сразу поняли, что сейчас произойдет нечто потрясающее ум, душу и всякое человеческое воображение. Упустить возможность увидеть такое событие было бы непростительно. Так что благодаря свидетелям сохранилась описание этой истории.

Отец Наместник торжественно и неумолимо двигался по монастырскому двору к келье отца Нафанаила. А казначей семенил за его спиной и с великим воплем убеждал отца Наместника отказаться от своей затеи. Он его умолял заняться чем-нибудь душеспасительным, полезным, а не праздными прогулкам по ветхим, совершенно никому не интересным комнатушкам. Он красочно описывал, какой у него в келье беспорядок, что он не прибирал в ней двадцать шесть лет, что в келье невыносимо затхлый воздух… Наконец в полном отчаянии отец Нафанаил перешел почти к угрозам, громко размышляя вслух, что ни в коем случае нельзя подвергать драгоценную жизнь отца Наместника опасности, которая может его подстерегать среди завалов казначейского жилища.

– Ну, хватит, отец казначей! – уже с раздражением оборвал его в конце концов Наместник, стоя перед дверью кельи. – Открывайте и показывайте, что у вас там!

Было видно, что, несмотря на сердитый тон, отца Наместника разбирает настоящее любопытство.

Осознав наконец, что теперь никуда не деться, отец Нафанаил как-то вдруг даже повеселел и, молодцевато отрапортовав положенное монаху «Благословите, отец Наместник!», прогремел ключами и отверз перед начальством заветную дверь, которая четыре десятилетия до этого момента приоткрывалась лишь ровно на столько, чтобы пропустить худенького отца Нафанаила…

За широко распахнутой дверью зияла полнейшая, непроглядная тьма: окна в таинственной келье днем и ночью были закрыты ставнями. Сам отец Нафанаил первым прошмыгнул в этот черный мрак. И тут же исчез, как провалился. Во всяком случае, из кельи не доносилось ни звука.

Отец Наместник вслед за ним осторожно вступил за порог двери и, неуверенно крякнув, пробасил:

– Что ж у вас тут так темно? Электричество-то есть? Где выключатель?

– Справа от вас, отец Наместник! – услужливо продребезжал из непроницаемой тьмы голос казначея. – Только ручку протяните!

В следующее мгновение раздался душераздирающиий вопль отца Наместника, и какая-то неведомая сила вынесла его из тьмы казначейской кельи в монастырский коридор. Вслед за ним на свет стремительно вынырнул отец Нафанаил. В долю секунды он запер за собой дверь на три оборота и бросился к ошеломленному Наместнику. Охая и ахая, казначей принялся сдувать пылинки и оправлять рясу на отце Наместнике, взахлеб причитая:

– Вот незадача, Господи помилуй! Этот выключатель… к нему приспособиться надо. Сломался еще в шестьдесят четвертом, на Покров Божией Матери, аккурат в день, когда Хрущева снимали. Знак! Утром отвалился выключатель – вечером Никиту сняли! С тех пор я этот выключатель назад не возвращаю. И ни-ни, никаких электриков – сам все наладил: два проводка из стены торчат: соединишь – горит свет, разъединишь – гаснет. Но приспособиться, конечно, надо, это правда! Но не все сразу, не все сразу!.. Так что, отец Наместник, милости просим, сейчас я дверку снова отворю, и грядем с миром! Теперь-то вы знаете, как моим выключателем пользоваться. А там еще ох много интересного!

Но Наместника к концу этой юродивой речи и след простыл.

При всем при том отец Нафанаил был действительно образцом послушания, писал длиннющие оды в честь отца Наместника, в честь Псково-Печерского монастыря, а также сочинял нравоучительные стихотворные проповеди в пять листов.

***

Вредность отца Нафанаила простиралась и на могучее Советское государство, особенно когда оно слишком бесцеремонно вмешивалось в монастырскую жизнь. Говорят, что именно отец Нафанаил дал особо тонкий совет великому печорскому Наместнику архимандриту Алипию, когда даже тот был в некотором затруднении от напора и грубости властей.

Произошло это в конце шестидесятых годов. Как известно, в те годы все граждане Советского Союза должны были принимать участие в выборах. В монастырь ящик для голосования приносили в трапезную, где после обеда братия под надзором Наместника, недовольно ворча, отдавали кесарю кесарево.

Но вот как-то первый секретарь Псковского обкома КПСС узнал, что для каких-то там невежественных монахов попущена нелепая льгота, так что они голосуют за нерушимый блок коммунистов и беспартийных в своем отжившем исторический век монастыре, а не на избирательном участке. Первый секретарь Псковского обкома КПСС возмутился духом и устроил своим подчиненным беспощадный разгон за попустительство нетрудовому элементу. И немедля распорядился, чтобы отныне и до века чернецы приходили на выборы в Верховный Совет СССР как все советские люди – на избирательные участки по месту жительства!

Вот тогда-то, как говорят, отец Нафанаил и пошептал Наместнику отцу Алипию на ухо тот самый до чрезвычайности тонкий совет.

В день выборов (а это было в воскресенье) после праздничной монастырской литургии из ворот обители вышел торжественный крестный ход.

Выстроившись по двое, длинной чередой, под дружное пение тропарей монахи шествовали через весь город на избирательный участок. Над их головами реяли тяжелые хоругви, впереди по обычаю неслись кресты и древние иконы. Но это было еще не все. Как и положено перед всяким важным делом, в зале выборов духовенство начало совершать молебен. До смерти перепуганные чиновники пытались протестовать, но отец Алипий строго оборвал их, указав, чтобы не мешали гражданам исполнять конституционный долг так, как это у них положено. Проголосовав, братия тем же чинным крестным ходом вернулись в святую обитель.

Нет нужды объяснять, что к следующим выборам избирательная урна с раннего утра дожидалась монахов снова в монастырской трапезной.

И в то же время строго приглядывавший за нами отец Нафанаил всегда пресекал гласные проявления оппозиционности по отношению к государству и тем более попытки диссидентства. Поначалу это казалось нам чуть ли не возмутительным. Мы думали, что казначей просто лебезит перед властями. Но потом мы постепенно узнавали, что отец Нафанаил не раз и не два сталкивался с засланными в монастырь провокаторами или переодетыми оперативниками. Но даже вполне понимая, что перед ним искренние люди, отец Нафанаил все же всякий раз обрывал столь любимое нами вольномыслие. И не только потому, что оберегал монастырь. А скорее потому, что берег нас самих от нашего же неразумия, фанаберии и молодой горячности, замешанной на самой простой гордыне. Он не дорого ценил слова, даже самые героические, и знал о советской власти и обо всем, что творилось в стране, не так, как мы – большей частью понаслышке да по книгам. И еще потому отец Нафанаил имел трезвое и очень личное отношение к советской власти, что его отец, священник Николай Поспелов, был расстрелян за веру в тридцать седьмом году. Пройдя солдатом через всю войну, отец Нафанаил стал послушником великого Наместника архимандрита Алипия и духовным сыном святого печорского старца и чудотворца иеросхимонаха Симеона. И оба они, увидев в нем человека кристальной честности и необычайно живого ума, сделали его в тяжелейшие годы хрущевских гонений на Церковь казначеем и секретарем монастыря и поверили ему самые сокровенные монастырские тайны.

И еще к вопросу о советской власти. Как-то летней ночью я нес послушание дежурного на площади перед Успенским храмом. Звезды слабо мерцали на северном небе. Тишина и покой. Трижды гулко пробили часы на башне… И вдруг я почувствовал, что за спиной у меня кто-то появился. Я испуганно обернулся. Это был отец Нафанаил. Он стоял рядом и смотрел в звездное небо. Потом задумчиво спросил:

– Георгий, что ты думаешь о главном принципе коммунизма?

Псково-Печерский монастырь. Успенская площадь. 1983 год. Три часа ночи. Звезды…

Не ожидая от меня ответа, отец Нафанаил так же в задумчивости продолжал:

– Главный принцип коммунизма – «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Но ведь «способности», «потребности» – это ведь, конечно, какая-то комиссия будет определять? А какая комиссия?.. Скорее всего – «тройка»! Вот вызовут меня и скажут: «Ну, Нафанаил, какие у тебя способности? Кубометров двадцать леса в день напилить сможешь! А какие потребности? Бобовая похлебка!.. Вот он и весь главный принцип…

Хотя отец Нафанаил всегда тщательно подчеркивал, что он не кто иной, как педантичный администратор и сухой службист, даже мы, послушники, через какое-то время стали догадываться, что свои духовные дарования он просто тщательно скрывает, как это, впрочем, делали все настоящие монахи в обители. Отец казначей не был официальным монастырским духовником. На исповедь к нему ходили из города лишь несколько печорских старожилов, да еще кто-то приезжал к нему из далеких мест. Остальных он как духовник не принимал, ссылаясь на свою неспособность к этому занятию.
Но однажды он на мгновение приоткрыл сокровенную часть своей души. Хотя тут же опять спрятался за привычной строгостью и сварливостью. Я как-то провинился на послушании. Кажется, исполнил порученное мне дело очень небрежно. За это сам отец Наместник поставил меня три дня убирать снег со всей Успенской площади. Я тогда порядком разобиделся, да еще снег все шел и шел, так что к третьему дню я не просто устал, а еле ноги волочил. Мне было так жалко себя, я так надулся на весь мир, что даже всерьез начал вынашивать план мести. Но какая месть послушника Наместнику? Масштабы совершенно несопоставимые. И все же, из последних сил работая лопатой, я взлелеял в сердце следующую картину. Когда Наместник будет проходить мимо меня на обед в братскую трапезную, то наверняка язвительно поинтересуется: «Ну, как живешь, Георгий?» И тут я отвечу – весело и беззаботно, как будто и не было этих трех каторжных дней: «Лучше всех, отец Наместник! Вашими святыми молитвами!» И тогда он поймет, что меня так просто не сломить!

Картина этой ужасной мести так согрела мое сердце, что даже среди непрекращающегося снегопада я почувствовал себя значительно веселее. Когда рядом проходил отец Нафанаил, я даже разулыбался ему, подходя под благословение. В ответ он тоже очень приветливо осклабился и осенил меня крестным знамением. Я склонился поцеловать его руку и вдруг услышал над собой скрипучий голос:

– Так значит: «Лучше всех, отец Наместник! Вашими святыми молитвами!»?

Я так и замер, согнувшись, как от радикулита. Когда же наконец решился поднять глаза на старца, то он смотрел на меня с нескрываемым ехидством. Но, заметив мой ужас, он уже с настоящей добротой проговорил:

– Смотри, Георгий, дерзость еще никого до добра не доводила!

И, перекинув свой мешок с миллионом, а может с сухарями, заскрипел по морозному снегу к братскому корпусу. А я остался стоять разинув рот и только смотрел, как оторванная подметка на башмаке казначея болтается при каждом шаге.

Ну, настоящий Плюшкин! Только святой.

Как сказал один почтенный питерский протоиерей: «Один год Псково-Печерского монастыря – это все равно что пятьдесят лет духовной академии». Другое дело, как мы эти уроки усвоили… Но это уже другой и, признаться, весьма горький вопрос.

Кстати, Плюшкиным отец Нафанаил был самым нешуточным. Кроме того, что он трясся над каждой монастырской копейкой, он исступленно кидался выключать все праздно горящие электрические лампочки, экономил воду, газ и вообще все, что можно было сберечь и поприжать.

И еще он строго бдел над вековыми устоями монастыря и древними иноческими уставами. К примеру, он терпеть не мог, когда кто-то из братии уезжал в отпуск. Хотя лечебный отпуск полагался для тех, кому это было необходимо, отец Нафанаил все равно совершенно не принимал и не выносил этого. Сам он в отпуск, разумеется, никогда не ходил за все свои пятьдесят пять лет пребывания в обители. Наместник архимандрит Гавриил тоже никогда отпуском не пользовался и косо смотрел на тех, кто приходил к нему с просьбами об отъезде.

Как-то, помню, Наместник все же благословил поехать в летний отпуск одному иеромонаху. Благословить-то он его благословил, но деньги на дорогу велел получить у казначея.

Я тогда дежурил на Успенской площади и был свидетелем этой сцены. Началось с того, что иеромонах, собравшийся в отпуск, долго и впустую стучался в дверь кельи отца Нафанаила. Казначей, сразу поняв, о чем пойдет речь, затаился и не открывал. Тогда батюшка решил брать отца казначея измором. Он присел на скамью поодаль и стал ждать. Часа через четыре отец Нафанаил, опасливо озираясь, вышел на площадь, и тут его настиг отпускник с письменным благословением Наместника выдать деньги на дорогу.

Увидев бумагу, отец Нафанаил замер, совершенно убитый, а потом с воплем повалился на землю и, задрав к небу руки и ноги (при этом из-под подрясника обнажились драные башмаки и синие выцветшие кальсоны), закричал во весь голос:

– Караул! Помогите! Грабят!!! Деньги им давай! В отпуск хотят! Устали от монастыря! От Матери Божией устали! Грабят! Караул! Помогите!!!

Бедный батюшка даже присел от ужаса. Изумленные иностранные туристы на площади стояли открыв рты. Схватившись за голову, иеромонах опрометью бросился в свою келью. А Наместник, стоя на балконе настоятельского дома, страшно довольный, взирал на всю эту картину.

Увидев, что опасность миновала, отец Нафанаил совершенно спокойно поднялся, отряхнулся от пыли и отправился по своим делам.

Особую радость нам доставляло, когда мы получали послушание помогать отцу Нафанаилу в проведении экскурсий по монастырю. Как правило, ему поручалось водить каких-то особо важных персон. Та история с президентом Ельциным и знакомство главы государства с особенностями святых пещер произошла, конечно же, при участии именно отца Нафанаила. В наши послушнические обязанности входило лишь открывать и закрывать за посетителями тяжелые церковные двери. Остальное время мы внимали отцу Нафанаилу. А послушать было что. Отец Нафанаил был продолжателем традиций своего учителя – великого Наместника архимандрита Алипия, который отстаивал монастырь и веру в Бога в самое тяжелое время хрущевских гонений. И алипиевский дар мудрого, а порой и беспощадного слова перешел по наследству к отцу Нафанаилу.

В те атеистические годы советские работники, приезжавшие в монастырь, ожидали увидеть кого угодно: мракобесов, хитрецов-хапуг, темных недочеловеков, но только не тех, кого они встречали на самом деле – своеобразно, но очень интересно образованных умниц, необычайно смелых и внутренне свободных людей, знающих что-то такое, о чем гости даже не догадывались. Уже через несколько минут экскурсантам становилось ясно, что таких людей они не встречали за всю свою жизнь.

Как-то, а это было в 1986 году, псковское партийное начальство привезло в монастырь высокого чиновника из Министерства путей сообщения. Он оказался на удивление спокойным и порядочным человеком: не задавал идиотских вопросов, скажем, о том, в каком корпусе живут жены монахов, не интересовался, почему Гагарин в космос летал, а Бога не видел. Но в конце концов после двухчасового общения с отцом Нафанаилом чиновник, пораженный своим новым собеседником, все же выдал:

– Слушайте, я просто потрясен общением с вами! Такого интересного и необычного человека я не встречал за всю свою жизнь! Но позвольте, как вы с вашим умом можете верить в… Ну, вы сами понимаете во что! Ведь наука раскрывает человечеству все новые и новые горизонты. И Бога там нет! Он, простите, просто не нужен. Вот в нынешнем году к Земле из глубин Вселенной приближается комета Галлея. И ученые, представьте, точно высчитали весь ее маршрут! И скорость! И траекторию! И для этого, простите, никакой идеи Бога не нужно!

– Комета, говорите? Галлея?.. – затряс бородой отец Нафанаил. – Значит, если с кометой все подсчитали, то и Господь Бог не нужен? Н-да, понятно!.. А вот представьте – если меня поставить на холме у железной дороги и дать бумагу и карандаш. Ведь я через неделю точно смогу сказать вам, когда и в какую сторону будут ходить поезда. Но это ведь не значит, что нет кондукторов, диспетчеров, машинистов?.. Министров путей сообщения? Ведь не значит? Начальство – оно везде нужно!

Но не все подобные беседы заканчивались мирно. Однажды в монастырь прибыла экскурсия, состав которой нам назвали шепотом: дети членов ЦК. Не знаю, так ли это было, но молодые люди оказались весьма невоспитанными. Такая золотая московская молодежь середины восьмидесятых годов, которую я очень хорошо знал. Молодые люди то и дело прыскали от хохота, показывали пальцами на монахов и задавали те самые идиотские вопросы. Но делать было нечего, и отец Нафанаил повел их по монастырю.

Экскурсия началась с пещер, в самом начале которых есть крохотная келья с одним маленьким окошком. В этой келье в начале XIX века подвизался затворник иеросхимонах Лазарь. Здесь же он и похоронен. Над могильной плитой висят его тяжелый железный крест и вериги.

– Вот в этой келье, не выходя двадцать пять лет, подвизался иеросхимонах Лазарь, – начал свою экскурсию отец Нафанаил. – Я сейчас расскажу вам об этом удивительном подвижнике.

– А куда же этот ваш Лазарь здесь в туалет ходил? – громко поинтересовался один из юных экскурсантов.

Его спутники просто покатились от хохота.

Отец Нафанаил терпеливо дождался, когда они успокоятся, и невозмутимо произнес:

– Куда в туалет ходил? Хорошо, я вам сейчас покажу!

Он вывел несколько озадаченных экскурсантов из пещер и повел их через весь монастырь к скрытому от посторонних глаз хозяйственному двору. Здесь, на отшибе, ютился старый нужной чуланчик. Выстроив экскурсантов пред этим заведением полукругом, как делают это обычно перед важным экспонатом, отец Нафанаил торжественно указал на него рукой и произнес:

– Вот сюда иеросхимонах Лазарь ходил в туалет! А теперь стойте и смотрите!

И, развернувшись спиной к изумленным молодым людям, он оставил их одних.

Когда те пришли в себя, старший группы разыскал Наместника и выразил свое негодование всем случившимся. На что отец Наместник ответил:

– Архимандрит Нафанаил доложил мне, чем вы интересовались. Именно это он вам и показал. Ничем больше помочь не можем!

Надо учитывать, что на дворе стоял 1984 год. А тогда все было не так просто. Могли случиться и серьезные неприятности. Но наместники Псково-Печерского монастыря традиционно были сильными людьми.

***

Умирал вредный отец Нафанаил необычайно тихо и смиренно. Когда врачи предложили поставить ему сердечный электростимулятор, он умолил отца Наместника этого не делать:

– Отцы, представьте, – говорил он, – душа хочет отойти к Богу, а какая-то маленькая электрическая штучка насильно запихивает ее обратно в тело! Дайте душе моей отойти в свой час!

Я имел счастье навестить отца Нафанаила незадолго до кончины и был поражен его бесконечной добротой и любовью. Вместо того чтобы беречь последние оставшиеся для жизни силы, этот невероятно бережливый во всем другом церковный скряга отдавал всего себя человеку, которого лишь на несколько минут посылал к нему Господь Бог. Как, впрочем, делал он это всю свою жизнь. Только когда-то мы этого не понимали.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)
06 / 09 / 2010

http://www.pravoslavie.ru/put/39014.htm
 
 Top
Михал Михалыч Супермодератор
Отправлено: 14 Ноября, 2010 - 20:34:08
Post Id



Магистр форума.


Покинул форум
Сообщений всего: 644
Дата рег-ции: Нояб. 2009  





Протоиерей Александр Шаргунов - Пантелеймон значит всемилостивый

-------------------------------- -------------------------------- ----------------

15 ноября 2000 года - 10 лет со дня кончины архимандрита Тихона (Агрикова), в схиме Пантелеймона

Об отце Тихоне (Агрикове) красноречивей всего говорят его собственные книги. И книги, которые уже написаны о нём. Но хотя бы в нескольких словах ещё раз хочется обозначить то, что особенно поражает в его духовном облике.

Впервые я увидел фотографию отца Тихона у одной благочестивой женщины, которую причащал на дому. Было впечатление глубокой подлинности — я увидел лицо человека, который любит Христа. Как если бы он был возлюбленным учеником Господа или тем, кто говорит сейчас: «Господи, Ты всё знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Это было приблизительно во второй половине 70-х годов прошлого века. Тогда в церковном самиздате мы читали его пронзительные рассказы о страданиях простых людей, проповеди, стихи, можно было услышать магнитофонную запись его прощальной беседы с близкими чадами, за которой они вместе поют духовный кант о встрече Христа с самарянкой. Он уже был изгнан отовсюду, но все знали о нём. Все — это те, для кого не существовало жизни без Церкви. И, не называя его святым, говорили о нём как о святом. Точно так же, наверное, как к Святителю Николаю ещё при его жизни обращались за помощью как к святому. И точно так же, как Патриарх Тихон о епископе Фаддее, будущем священномученике, говорил: «Это святой».

Последними словами отца Тихона был возглас на утрени: «Слава Тебе, показавшему нам свет» 15 ноября 2000 года. Ему было 82. Путь церковного служения он начал уже в зрелом возрасте в Троице-Сергиевой Лавре. Пройдя от начала до конца всю войну, побыв не один раз на волосок от смерти, он вернулся в родительский дом, вымоленный, как он сам говорил, его матерью, а вскоре потом попал под кров преподобного Сергия. Он закончил Духовную Семинарию, потом Академию. И уже в 50—60-х годах становится известным всей православной России священником. Его горячо почитали студенты Духовной Академии, где он преподавал. Наставляя будущих священнослужителей, он говорил, что «пастырю нужно любить, что дышать воздухом. И любить, не делая различия, без расчёта, без выбора».

«Когда он проводил общую исповедь в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры, — рассказывают его духовные чада, — то весь народ плакал. На праздники, после всенощного бдения, отец Тихон с вечера до утра исповедовал людей. Исповедь начиналась около десяти часов вечера. Заканчивал он исповедовать почти в четыре утра, а в пять часов уже приходил служить раннюю Литургию».

С болью он говорил: «Всюду в жизни мы видим оскудение любви». Но никогда не терял надежды на возрождение России «ради той жертвы, той крови, пролитой многими, многими новомучениками и исповедниками Российскими».

Святость отца Тихона обнаруживалась в его поистине Христовой любви к самым неспособным, самым безнадёжным, потерявшим всякую надежду людям. И в этом было его приобщение победе над злом мiра на той предельной глубине, которую являет Крест Христов.

Крест Христов, Пасха Господня — это свет, в котором нет никакой тьмы. Ни один человек не может быть исключён из этого света, не должно быть за счёт кого бы то ни было дано место диа-волу. Уступите ему хотя бы одного человека, и вы утратите дух Христов. Так в священническом служении отца Тихона открывалась подлинность. Оно не знало тщеславия, самолюбования, какого-либо мнения о себе. По этой причине воздвиг сатана на отца Тихона особого рода гонения. Нет такой мысли, нет такого действия, которых враг не мог бы подделать. Единственное, что неподвластно ему, — это смиренный дух Христов. Самая главная задача для врага — лишить подлинности нашу жизнь, наше слово. И тогда говорите, что хотите, делайте, что угодно, — всё ему принадлежит.

На подлинную крестную любовь народ отвечал своему пастырю великой любовью. Но сам диавол, чтобы предать эту любовь насмешке и поруганию, через якобы поклонниц батюшки устремился на него. Они буквально бросались на него с безумными криками, а одна даже пыталась прыгнуть на батюшку с высокой лестницы и повредила себе позвоночник. После этого пробовали возбудить уголовное дело против отца Тихона. Нет, его не арестовали, не посадили в тюрьму, но создали ситуацию, при которой он вынужден был покинуть любимую Лавру и оставить преподавание в Академии. Он переходил из монастыря в монастырь, но всюду истеричные особы преследовали его. Несомненно, вдохновителями и организаторами их ведьмовства были не только бесы, но в известной мере и «компетентные органы». В течение долгих лет отец Тихон вынужден был скрываться то в горах Кавказа, то в Сухуми, то в Закарпатье. Отец Тихон с благодарностью и терпением нёс эти скорби, понимая, что Сам Господь призывает его к более уединённой молитвенной жизни. Вместо пламенной проповеди всему мiру — к молитве за весь мiр. Он принял схиму — великий ангельский чин — с именем Пантелеймон. Пантелеймон значит Всемилостивый.

Так Господь до конца приобщил его тайне Своего Креста, на котором Он обнимает всех людей.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ
 
 Top
Дмитрий Администратор
Отправлено: 26 Марта, 2011 - 13:02:00
Post Id



Магистр форума.


Покинул форум
Сообщений всего: 544
Дата рег-ции: Нояб. 2009  





наверное сюда..
Цитата:
Время подвигов не ушло
4 марта 2011 года умерла 23-летняя студентка юридического факультета МГУ Алина Милан, отказавшаяся снять крест и отречься от православной веры ради срочной операции…
http://rusk.ru/newsdata.php?idar=47419
 
 Top
Антонина Супермодератор
Отправлено: 27 Марта, 2011 - 06:01:15
Post Id



Страж форума.


Покинул форум
Сообщений всего: 867
Дата рег-ции: Нояб. 2009  
Откуда: п. Приамурский, ЕАО





Спасибо, Дмитрий, за хорошую ссылку.

-----
"Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша" Свт.Филарет Митрополит Московский
 
 Top
маргаритка
Отправлено: 19 Марта, 2012 - 05:22:40
Post Id



Житель форума.


Покинул форум
Сообщений всего: 84
Дата рег-ции: Март 2012  
Откуда: Прогресс Амурской обл.





Михал Михалыч пишет:
Вредный отец Нафанаил



Какой хороший вредный!

-----
Мир лучше войны
 
 Top
странник
Отправлено: 19 Марта, 2012 - 14:16:30
Post Id



Активный форумчанин.


Покинул форум
Сообщений всего: 138
Дата рег-ции: Февр. 2012  
Откуда: Урал-СПБ- Амурская





Мы современные. Надо стать подвижником. Что, так и помирать, не успев изменить себя? Другие, вот , идут прямехонько к Богу своему и моему. Я смотрю на обочине и стою. Что надо делать и как поступать, что бы и мне последовать по стопам их, современных подвижников? Я и новых и старых люблю и восторгаюсь ими. Значит я тоже, стал как они?
 
 Top
маргаритка
Отправлено: 21 Марта, 2012 - 15:51:04
Post Id



Житель форума.


Покинул форум
Сообщений всего: 84
Дата рег-ции: Март 2012  
Откуда: Прогресс Амурской обл.





странник пишет:
Мы современные. Надо стать подвижником. Что, так и помирать, не успев изменить себя? Другие, вот , идут прямехонько к Богу своему и моему. Я смотрю на обочине и стою. Что надо делать и как поступать, что бы и мне последовать по стопам их, современных подвижников? Я и новых и старых люблю и восторгаюсь ими. Значит я тоже, стал как они?


Ничего особенного не надо делать..... просто оставаться человеком всегда и везде,верным Богу(Помоги нам,Господи!).Зачем идти по их стопам?! Своими стопами они проложили Свой путь, а нам надо свой протаранить......

(Отредактировано автором: 31 Марта, 2012 - 05:37:23)

-----
Мир лучше войны

 
 Top
странник
Отправлено: 21 Марта, 2012 - 16:41:37
Post Id



Активный форумчанин.


Покинул форум
Сообщений всего: 138
Дата рег-ции: Февр. 2012  
Откуда: Урал-СПБ- Амурская





Не понял. Не для нас их путь или нам проход туда закрыт? Какие есть еще пути, кроме учрежденного Богом пути строгого исполнения заповедей? Мне смириться со своей ленью или глупостью и отправиться в ад?
Все сектанты это те кто избрали свои какие-то пути. Их можно спросить, как им там сегодня, в аду? На что надеялись и сколько получили от сладенькой сказочки о собственном некоем оригинальном пути?
Увы! Не стоит обольщаться. Путь сквозь тернии нам заповедан и надо идти, а не умиляться чужими подвигами, ведь Господь спросит нас, лично, лицом к лицу, почему не пошли. когда время давалось и пример святых располагал.
 
 Top
Антонина Супермодератор
Отправлено: 21 Марта, 2012 - 17:31:36
Post Id



Страж форума.


Покинул форум
Сообщений всего: 867
Дата рег-ции: Нояб. 2009  
Откуда: п. Приамурский, ЕАО





Зачем нам таранить? Господом указан нам путь, святые протоптали тропинку, а мы будем ломиться не знамо куда.
Русский человек сплошная загадка, каждый носит с собой свои грабли - очень удобно - проверено.

-----
"Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша" Свт.Филарет Митрополит Московский
 
 Top
странник
Отправлено: 21 Марта, 2012 - 17:48:32
Post Id



Активный форумчанин.


Покинул форум
Сообщений всего: 138
Дата рег-ции: Февр. 2012  
Откуда: Урал-СПБ- Амурская





Зачем святые оставили вешки? Что бы шли по ним и не попали в западни. Или они так, для выпячивания писали? Впрочем, спор не имеет смысла там, где нет искреннего желания спастись, где нет серьезного и живого понимания реально опасного положения человека на земле. Если человек еще не ощутил, что он умрет скоро и безвозвратно, что он встретит там Страшное нечто, прежде всего, он еще в состоянии сна. Святые были там и прошли все опасные места и дошли и знают путь. Мы не знаем. Не будет еще одного шанса проверить. Вот в чем беда. Так что пусть проверяют все кто что хочет, я же боюсь ошибиться и знаю грех самонадеяния. Я смиренно спрошу о пути у святых. И спрашиваю и иду по- малу. Нет желания мешать всем, кто думает не так. простите великодушно,...если ваша вера на та распространяется.
 
 Top
маргаритка
Отправлено: 31 Марта, 2012 - 06:02:45
Post Id



Житель форума.


Покинул форум
Сообщений всего: 84
Дата рег-ции: Март 2012  
Откуда: Прогресс Амурской обл.





странник пишет:
Не понял. Не для нас их путь или нам проход туда закрыт? Какие есть еще пути, кроме учрежденного Богом пути строгого исполнения заповедей? Мне смириться со своей ленью или глупостью и отправиться в ад?
Все сектанты это те кто избрали свои какие-то пути. Их можно спросить, как им там сегодня, в аду? На что надеялись и сколько получили от сладенькой сказочки о собственном некоем оригинальном пути?
Увы! Не стоит обольщаться. Путь сквозь тернии нам заповедан и надо идти, а не умиляться чужими подвигами, ведь Господь спросит нас, лично, лицом к лицу, почему не пошли. когда время давалось и пример святых располагал.


Еще раз убедилась,что я гугнивая.Святые совершали -каждый-свой подвиг,который не похож один в один.Протаранить свой путь-имеется ввиду:шаг за шагом, усилие за усилием,прокладывать свой мизерный подвижек,продираясь сквозь те тернии,о которых говорит Странник. Вот именно не умиляться чужими подвигами-как и говорит Странник,а пытаться совершать свой, ЕСТЕССТВЕННО на примере наших святых.У них и я то же пытаюсь научится. Чем я ТАК смутила всех.........?!

Господь не станет ничего у нас спрашивать-нет нужды,наши дела будут говорить за нас и сейчас уже говорят-Он же видит все.А где Он должен у нас спрашивать лицом к лицу? На суде? Насчет этого я иначе думаю,но говорить больше не буду,опять не смогу доходчиво передать. Тупая-это надолго..... не зря сказано что бы жены в церкви молчали-пора замолкать.
Думала поговорить со "своими",чтоб не сходить с ума от одиночества пока муж на вахте... зря... не умею говорить. Простите. Этот форум не для глупцов вроде меня....

(Отредактировано автором: 31 Марта, 2012 - 07:01:00)

-----
Мир лучше войны

 
 Top
маргаритка
Отправлено: 31 Марта, 2012 - 06:21:29
Post Id



Житель форума.


Покинул форум
Сообщений всего: 84
Дата рег-ции: Март 2012  
Откуда: Прогресс Амурской обл.





Антонина пишет:
Зачем нам таранить? Господом указан нам путь, святые протоптали тропинку, а мы будем ломиться не знамо куда.
Русский человек сплошная загадка, каждый носит с собой свои грабли - очень удобно - проверено.

-----


Конечно Господь указал путь.Святые протоптали тропинку-свою собственную и каждый-разную по подвигу.И мы будем ломиться ЗНАМО куда-туда же, куда и они-в Отчий дом. ТАРАНИТЬ мы будем препятствия на нашем пути. Мы же не можем повторить чей-то подвиг.Каждый человек ведь индивидуален.В мире нет одинаковых людей-один в один.Значит и путь у каждой души-свой.Разве души все одинаковые!

Простите меня.Я не образованная и малограмотная, не умею красиво и понятно говорить.Как собака-все понимаю, а сказать не могу.Наверно мне не место здесь-смущаю людей. Я да же про грабли не поняла..... это был намек на что-то или что... Какая же я дура!!! Зачем я полезла общаться туда-где не умею.....

Правильно говорил отец наш Амвросий Оптинский- " Сядь пониже,а то угаришь"--- пожалуй надо мне присесть.

(Отредактировано автором: 31 Марта, 2012 - 06:55:44)

-----
Мир лучше войны

 
 Top
Антонина Супермодератор
Отправлено: 31 Марта, 2012 - 09:44:07
Post Id



Страж форума.


Покинул форум
Сообщений всего: 867
Дата рег-ции: Нояб. 2009  
Откуда: п. Приамурский, ЕАО





маргаритка пишет:
Зачем я полезла общаться туда-где не умею.....

Для того и создан форум, чтобы учиться общаться. Всяко бывает у всех
Про грабли - это не издёвка. Святые отцы много рассказали нам как надо спасаться, чего остерегаться, к чему стремиться. Нам только читать надо, слушать и идти спокойно, уповая на Бога. Но, как правило, человеки настолько толстокожи, что все слова богословов отлетают от нас рекошетом и мы наступаем на теже грабли, на которые наступали идущие впереди нас уже два тысячелетия. А иной и собственные грабли за собой тянет.
Может быть резковато я про грабли, простите тогда.
Иному встряска полезнее умилительных речей.

-----
"Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша" Свт.Филарет Митрополит Московский
 
 Top
Марина
Отправлено: 01 Апреля, 2012 - 16:47:01
Post Id



Опытный форумчанин.


Покинул форум
Сообщений всего: 202
Дата рег-ции: Март 2012  
Откуда: Прогресс Амурской обл.





Антонина пишет:
Иному встряска полезнее умилительных речей.


О-да! Это точно. Порой зело полезно, когда встряхнут! Но гораздо полезнее нам научиться "слышать" других и ,что не менее важно, суметь понять их.
А последовать совету прп.Амвросия -очень полезно,особенно для нас,девочек! Как Вы считаете?!Или хочется вперед на лихом боевом коне?!!! Для женщин(верующих) это не полезно.Действительно,присесть бы нам пониже....
Закатив глазки Закатив глазки Закатив глазки

(Отредактировано автором: 05 Апреля, 2012 - 02:01:00)

-----
Мир лучше войны.

 
 Top
странник
Отправлено: 03 Апреля, 2012 - 17:49:10
Post Id



Активный форумчанин.


Покинул форум
Сообщений всего: 138
Дата рег-ции: Февр. 2012  
Откуда: Урал-СПБ- Амурская





Я наверное слишком прямо привел слова выше. Это я полагаю от моего нетерпения и излишней, может быть, ревности. Ревность следует делами являть, а не словами. Хорошо, что форум этот и создан, как сказали, для того, что бы мы, православные научились общаться. Ясное дело враг усиливает нападения там, где настоящее что-то происходит. Но и мне нужно быть гораздо терпеливее, ведь тут ни кто не гонит и не торопит.
Цель и закон один, пути разные. Свойства и правила ведения духовного делания определены точно и нам все принимать к сведению надо. Вооружаться против духов злобы поднебесных. Ведь правда в том, что наставления святых это не столько нагрузки, сколько шпаргалки и реальное пособие нам, незащищенным. У них реальное оружие. Истина, которая сама оружие реальное. Ведь в одиночку падшие ангелы нас просто раздавят.
Также в текстах святых есть точная навигация в деле познания нас самих, глубин души нашей через исследование грехов, когда ищем причины в себе, почему так, а не иначе поступили. А вот методы и подходы, как мы это делаем, через какие приемы или пособия познаем истину, себя, Бога, могут быть различны и многообразны. Кто-то через созерцание творений приходит к пониманию и воздает хвалы Создателю, кто-то из жутких испытаний познает суть греха или спасительную близость Господа. Иные, не как я, познают высшие законы духовного мира, самостоятельно борясь со своими недостатками-страстями, через воздержание и самопринуждение. Законы одни, пути различны.
Мою досаду вызывает иная картина. Когда все наоборот. Законы себе придумывают свои, по душе своей и произволению. Выдавая эту гибельную практику за многоразличие путей. Проще говоря находят повод к желанию утянуть страсти свои в Небеса. Сбивают иных, еще не создавших в себе твердой базы вероучения. В наше время этот грех очень распространен. Моя несдержанная реакция именно по причине множества серьезных встреч с проповедниками такого нового понимания спасения, а более, с жертвами неверного усвоения основ православия.
Прошу прощения за мою резкость и несправедливое, по отношению к единомысленным форумчанам, недоумение. Вместе с тем признателен за терпение ваше и рад, что мои опасения оказались совершенно не состоятельны.
 
 Top
маргаритка
Отправлено: 05 Апреля, 2012 - 02:14:46
Post Id



Житель форума.


Покинул форум
Сообщений всего: 84
Дата рег-ции: Март 2012  
Откуда: Прогресс Амурской обл.





странник пишет:
Прошу прощения за мою резкость и несправедливое, по отношению к единомысленным форумчанам, недоумение. Вместе с тем признателен за терпение ваше и рад, что мои опасения оказались совершенно не состоятельны.



О чем речь!!! Простила, да и особо не за что.Знаю, что" никудышка"я!!!Простите и Вы меня,дорогой Вы мой единомышленник!!!Спаси нас Господи!

-----
Мир лучше войны
 
 Top
маргаритка
Отправлено: 05 Апреля, 2012 - 02:27:16
Post Id



Житель форума.


Покинул форум
Сообщений всего: 84
Дата рег-ции: Март 2012  
Откуда: Прогресс Амурской обл.





Антонина пишет:
Для того и создан форум, чтобы учиться общаться.


Я подумала иначе. Подумала, что он создан для того,чтоб мы наконец научились друг друга услышать и понять. И чтобы люди могли здесь поделиться тем,что наболело.Одни поделились, другие поддержали-это ли не семья?!!! Ведь церковь - это СЕМЬЯ.Согласитесь?!

-----
Мир лучше войны
 
 Top
странник
Отправлено: 06 Апреля, 2012 - 17:06:02
Post Id



Активный форумчанин.


Покинул форум
Сообщений всего: 138
Дата рег-ции: Февр. 2012  
Откуда: Урал-СПБ- Амурская





Церковь,- семья это идеал общения у нас, православных. О таком единстве, наверное все мы по одиночке мечтаем. Не получается под час. Враг усиливает нападения, что бы не допустить этого, ведь единение чад церкви это сила не меренная.
Кто-то из Отцов сказал, что взаимопонимание и любовь между православными развивается на подобие лучей, к центру направленных. Центр,- Бог, к Которому стремится каждый из нас в меру сил. Чем ближе к Богу, тем меньше расстояния между лучами. Тем лучше видят друг друга, то есть понимают, а значит, любят.
Чего всем нам желаю. Пока на практике сильнее мнительность, меньше простого доверия и прощения ближним их ляпов или неправильностей.
 
 Top
Марина
Отправлено: 19 Апреля, 2012 - 09:35:43
Post Id



Опытный форумчанин.


Покинул форум
Сообщений всего: 202
Дата рег-ции: Март 2012  
Откуда: Прогресс Амурской обл.





С почтением к иерм. Василию, иноку Трофиму и иноку Ферапонту., убиенных на Пасху 1993г. В Оптиной Пустыне.Наши современники.Крепкие,здоровые,молодые мужики. Христиане.Почему Н. Аверин зарезал именно их....? Ответа нет..... Их и все...


Светлая, вечная память!!! Не прославили их еще....., все равно:
--- Молите Бога о нас, новомученики оптинские! К Вере и Покаянию, ко Христу, в Церковь нашу православную детей наших приведите.

(Отредактировано автором: 19 Апреля, 2012 - 09:40:26)

-----
Мир лучше войны.

 
 Top
Антонина Супермодератор
Отправлено: 19 Апреля, 2012 - 16:01:33
Post Id



Страж форума.


Покинул форум
Сообщений всего: 867
Дата рег-ции: Нояб. 2009  
Откуда: п. Приамурский, ЕАО





Марина пишет:
Не прославили их еще.....,


Но они помогают, когда к ним обращаются.
Морозным утром стояли с дочерью на трассе. Автобусы не ходили. Трасса вообще была пустая. На Хабаровск иногда машины промелькивали, а оттуда нет. Уже зуб на зуб не попадал, но домой возвращаться нельзя - в церкви нас ждал о.Андрей чтобы крестить мою дочь.
Вспомнили про о.Василия, только помолились и попросили: " Отец Василий, помогай - креститься едем", тут же из-за поворота вырулил старенький микроавтобус. Водитель довёз нас бесплатно, по дороге выяснилось, что ему надо было повернуть на север, но он понял, что мы замерзаем.

И по поводу поисков работы к ним обращаются.

-----
"Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша" Свт.Филарет Митрополит Московский
 
 Top
Страниц (2): [1] 2 »
Сейчас эту тему просматривают: 1 (гостей: 1, зарегистрированных: 0)
« О Православии с любовью... »


Все гости форума могут просматривать этот раздел.
Только зарегистрированные пользователи могут создавать новые темы в этом разделе.
Только зарегистрированные пользователи могут отвечать на сообщения в этом разделе.
 




Powered by ExBB
ExBB FM 1.0 RC1 by TvoyWeb.ru
InvisionExBB Style converted by Markus®

[Script Execution time: 0.0635]     [ Gzipped ]