Антонина пишет:Преподобный Илия Муромец, Печерский
Дни памяти: Сентябрь 28 (Печер.(Б)), Декабрь 19 (январь 01 н.с.)
Покровитель одного из 9 моих крестников. Прошу у него помощи.
Необычайно интересно то, что это герой из детской книжки! Сыночку читала,когда был мал.
Антонина пишет:http://days.pravoslavie.ru/Life/life6616.htm
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
День памяти: Декабрь 20 (январь 02 н.с.)
Просила помощи в некотором вопросе супружеской жизни.
Антонина пишет:Святая великомученица Анастасия Узорешительница
День памяти: Декабрь 22 (январь 04 н.с.)
Просила ее за своего сыночка,когда был в тюрьме.
Михал Михалыч пишет:Антонина пишет:Преподобный Илия Муромец, Печерский
Когда был в Ближних пещерах в марте 2008 года, то прикладывался к его мощам. Очень необычно и волнительно соприкасаться с вечностью.
Я бы тоже приложилась с почтением.
В Благовещенске будут мощи преподобного Александра Свирского. Это исключительная возможность всем обратиться с любыми просьбами и быть услышанными. Его явная помощь в наши, скудные на чудеса, дни потрясает.
Священномученик Александр Харьковский: «Пойте все!»Матвей СЛАВКО
25.05.2012 01:04
В 1948 году в Благовещенский собор Харькова, которому двумя годами ранее был присвоен кафедральный статус, сохраняемый и поныне, из Покровского монастыря были перенесены мощи свт. Мелетия и находившиеся в музее мощи свт. Афанасия Лубенского (Пателлария), патриарха Константинопольского, которого народ называл и называет Афанасием Сидящим (он и теперь, после кончины, сидит на своем троне).
Сегодня в этом храме находятся честные мощи трех святителей: третьей святыней Благовещенского собора с 1993 года являются мощи священномученика Александра (Петровского), принявшего мученическую кончину в 1940 году, на 89-м году жизни.
Архиепископ Александр Петровский — своим архипастырским служением и мученическим страданием — восполнил лик святых, «в земли нашей просиявших, вплел в венец бессмертной славы свою верность и любовь к Богу, Его Святой Церкви и нашему многострадальному православному народу». С августа 2000 года он почитается всем православным миром как общероссийский святой Александр Харьковский (с мая 1993 года был прославлен в лике местночтимых святых Харьковской епархии).
Совсем недавно в районе города, где проживают преимущественно тракторостроители некогда знаменитого тракторного завода (ХТЗ), в стиле южнорусского барокко возведен большой и красивый светло-голубой Храм священномученика Александра, архиепископа Харьковского (архитекторы М. М. Киреев, А. В. Ткаченко, П. Г. Чечельницкий).
Память священномученика Александра (Петровского), архиепископа Харьковского почитается (cкончался 24 мая 1940 года) в день его мученической кончины, а также 19 мая (1 июня по новому стилю) вместе с памятью священномучеников Слободского края Онуфрия (Гагалюка), Константина (Дьякова) и других. На иконе, установленной у алтаря Благовещенского собора над гробницей священномученика Александра, они так и написаны все вместе. На переднем плане, в центре, изображен святитель Афанасий Лубенский, держащий в руках Чудотворную икону Богородицы Озерянской, стоящий в ряду со святителями Иоасафом Белгородским и Мелетием Харьковским, а также священномучениками Онуфрием (Гагалюком), Александром (Петровским) и Константином (Дьяковым). За спинами молитвенных защитников града Харькова разных эпох, идущих навстречу сегодняшним православным харьковцам, — сонм новомучеников, известных и безымянных; на иконе виден и сам город, с его живыми и убиенными храмами.
В Житиях святых, составленных Псковско-Печерским монастырем, сообщается, что священномученик архиепископ Александр (Петровский) родился 23 августа 1851 года в городе Луцке Волынской губернии в семье диакона и окончил 4 класса Волынской Духовной Семинарии, затем служил учителем народной школы. Отца потерял рано, некоторое время жил с матерью, которую очень любил. По смерти ее, он стал жить, как говорилось тогда, «рассеянной жизнью».
Однажды, возвратясь домой поздней ночью, он лег у себя в комнате, отделенной занавеской от комнаты, где прежде почивала его покойная мать. Внезапно ему привиделось, как занавесь раздвинулась, вошла матушка и сказала: оставь это все и поступай в монастырь. Молодой человек резко переменил образ жизни, и в 1900 году в московском Донском монастыре принял монашеский постриг, где вскоре был рукоположен во иеромонахи и назначен наместником Донского монастыря с возведением в сан архимандрита.
Судьба священномученика Александра складывалась, конечно же, промыслительно. С 1903 года он стал экономом и казначеем Туркестанского архиерейского дома, членом Туркестанского учительского совета, консистории и императорского Палестинского общества. В 1906 году был назначен казначеем Жировицкого Успенского монастыря, а в 1910 году был переведен настоятелем Лубенского Спасо-Преображенского монастыря.
В 1911 году, по сентябрьском прославлении святителя Иоасафа Белгородского, архимандрит Александр организовал крестный ход из Лубенского монастыря в Белгород, в котором участвовало несколько сотен человек.
В декабре 1917 года только что избранным на Всероссийском Поместном Соборе Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Тихоном он был назначен настоятелем Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В своих проповедях открыто осуждал большевиков и после ухода немецких войск обитель покинул. В 1918 году переехал в Полтаву, где жил при архиепископе Феофане (Быстрове).
С 1919 года архимандрит Александр — настоятель скитской церкви бывшего Козельщанского Рождества Богородицы женского монастыря Полтавской губернии. Обитель эта была тогда многолюдной и богатой — с прекрасным храмом, типографией, иконописной мастерской. Служило там двенадцать священников (!), нашедших пристанище после закрытия церквей. «Забыть нельзя, — писал свидетель, — как они пели акафист Живоносному Гробу. Мощным хором раздавался припев: «Радуйся, Живоносный Гробе, из него же Христос воскресе». Были между ними замечательные люди — подвижники, певцы, проповедники. Сегодня мы на эти воспоминания-свидетельства смотрим сквозь слезную трагическую череду безбожных десятилетий. В годы наиболее яростных гонений на Церковь часть сестер, до пятидесяти человек, переместились на реку Псел, где образовался скит, духовником коего стал архимандрит Александр. Он обладал прекрасным тенором и умел вдохновить народ на общее пение. Козельщанский монастырь был закрыт, как и все храмы поблизости. Старосте одного из них удавалось с большим трудом отстаивать скит, и туда собиралась масса народа со всей округи. «Пойте все!» — обращался архимандрит Александр к народу, и молящиеся подхватывали все молитвословия всенощного бдения или литургии. Служба совершалась истово, по уставу, всенощная тянулась не меньше четырех часов — и проходила с большим подъемом.
А в 1932 году старосту и архимандрита Александра вызвали в «сельсовет» и скитскую деятельность запретили. В этом же году архимандрит Александр стал наместником Киево-Николаевского монастыря, был возведен в сан епископа, с 30 октября 1932 года он — епископ Уманский, викарий Киевской епархии, с 25 августа 1933 года — епископ Винницкий. С 1937 года - возведен в архиепископский сан.
20 мая 1937 года митрополитом Константином (Дьяковым) он был назначен архиепископом Харьковским, где быстро приобрел всеобщую любовь, как и в прежних местах служения.
Был архиепископ Александр человеком необыкновенно живым, общительным, ласковым и умел стойкость свою сочетать с удивительной выдержкой, которая проявлялась во всем.
В Харькове осталось тогда всего три действующих церкви: Трехсвятительская, («Гольберговская») и две на Холодной горе — Озерянская и Казанская. А впоследствии в городе Харькове и по всей Харьковщине оставался единственным храмом Канонической Православной Церкви Свято-Казанский храм, в котором владыка Александр своим архипастырским ревностным словом согревал и укреплял боголюбивый православный народ Слобожанщины в годы безвременья.
Как и для многих православных иерархов того времени, наступил роковой день и для владыки Александра.
Справка из областного архива Службы безопасности Украины от 14 мая 1993 года за № 6012258 гласит: «Петровский Александр Феофанович, 1851 года рождения (число и месяц не указаны), уроженец города Луцка Волынской губернии (бывшая Польша), до ареста архиепископ — Управляющий Тихоновской епархией Украины, проживал по адресу г. Харьков, Павловка, ул. Софиевская, дом 33. 28 июля 1938 г. архиепископ Александр был арестован УНКВД по Харьковской области по подозрению в контрреволюционной пропаганде и агитации», якобы являясь участником антисоветской церковной организации «Иоаннитов»; также он был обвинен в шпионаже в пользу Польши.
17 июня 1939 года военным трибуналом Харьковского военного округа владыка Александр был осужден к 10 годам тюремного заключения. После суда архиепископ Александр содержался в тюрьме и оттуда доверил гражданке Иустине Яковлевне Падалкиной (проживавшей по ул. Руставели, № 31-а) получить из его квартиры на Павловке все принадлежавшие ему вещи на сохранение.
5 января 1940 года приговор был отменен, а дело возвращено на доследование. Очевидцы из тюремного персонала утверждали, что владыка Александр был удушен. В архивной же справке 1940 года указано, что архиепископ Александр (Петровский Александр Феофанович) умер в больнице тюрьмы № 1 города Харькова, о чем имеется запись следующего содержания в истории болезни: «Петровский Александр Феофанович, возраст 89 лет поступил 24/V 1940 года в 13 часов 30 минут. Умер 24/V 1940 г. в 18 часов 15 минут. Диагноз окончательный: «Острая сердечная слабость».
Из рассказа работника Харьковского Епархиального Управления Николая Степановича Криворученко (умершего в 1986 году), очевидца тех трагических событий, известно, что в городской судебно-медицинский морг Харькова был привезен из корпуса неизлечимых больных колонии НКВД тюрьмы № 1 труп старика, совершенно раздетого, с номером на ноге и документом на фамилию Петровский с предписанием его захоронения. Но внезапно было получено из тюрьмы другое предписание: труп Петровского немедленно возвратить, так как он был послан по ошибке. Служащие при морге, доктор, бывший иподиакон и привратник, в будущем протоиерей Иоаким (Орехов), перевязав номер с тела владыки на тело неопознанного лица, отправили последнего с документом Петровского в тюрьму, где тело подлежало уничтожению. Им удалось уговорить тюремную охрану, и под предлогом вывоза мусора тело святителя на подводе, присыпанное навозом, было из тюрьмы вывезено. Ночью, при псалмопении и надгробном рыдании, тело священномученика монашествующие и почитатели облачили в архиерейские одежды, после чего было совершено отпевание. Затем тело владыки Александра захоронили на Залютинском кладбище Харькова, в стороне от общего места захоронения, в укромном месте, которое обозначили особым знаком.
В кондаке восьмом Акафиста, написанного в 1993 году, об этом поется так: «Странно бе видити тя нага и обнаженна, и во гноищи поверженна суще, священномучениче Александре, верным чадам твоим, в темнице стражу державших, идеже в истязаниих лютех житие твое скончал еси, всеблаженне. Но и отрада велия бе их, егда в гноищи нощию тело твое извезоша, облекоша, и во псалмех и песнех со слезами, многими погребоша тя благочесно, вопиюще Богу: Аллилуиа».
Могила священномученика Александра, «ада богоборческое нашествие посрамившего», особенно почиталась православными харьковчанами, которые украшали ее живыми цветами.
По прошению Харьковской епархии от 10 февраля 1993 года архиепископ Александр (Петровский) был реабилитирован (на основании статьи 1 Закона Украины от 17 апреля 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине»).
По ходатайству же митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима при наблюдении особой комиссии мощи святителя были изъяты из могилы на Залютинском кладбище и перенесены в Свято-Благовещенский кафедральный собор Харькова и положены в раку, заранее заготовленную настоятелем харьковского Свято-Вознесенского храма протоиереем Михаилом Скориком, где установлены на особом месте — «для молитвенного поклонения боголюбивого православного народа Слобожанщины, с глубоким благоговением почитающего своего Небесного Покровителя, наряду со святыми мощами Святителя Афанасия Цареградского и Лубенского Чудотворца, а также Святителя Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского».
Почитание обретенных святых мощей Святителя Александра приурочено к празднованию чтимой Озерянской иконы Божией Матери 30 октября по старому стилю и 12 ноября по новому.
Из молитвы «Святым священномучеником Онуфрию, Александру, Иннокентию и Константину со новомученики земли Слободския, за имя Божие и Церковь Православную пострадавшим»:«…Вы же, предстателие наша теплейший, помяните нашу немощь, укрепите нас в любве вашей ко Господу и в мужественном стоянии, даже до крове за святую веру православную, и умолите Владыку мира даровати нам и грядущим по нас мир и благоденствие, благорастворение воздухов и умножение плодов земных; от глада, труса, огня и междоусобныя брани, от всяких бед и напастей нас избавити, да непостыдно совершим хождение наше пред Лицем Божиим…»
Исповеднический подвиг харьковского святителя Александра (Петровского) поднят нашей Церковью «из бесславия к вечной земной и небесной славе, а боголюбивый православный народ Слобожанщины приобрел своего нового молитвенника и ходатая пред Богом, память которого в продолжении стояния за веру своих дедов и прадедов будет свято чтиться из рода в род».
Неудобный святой
Ян ТАКСЮР | 22.08.2012
19 января 1950 года, на Крещение, отошла ко Господу душа преподобного Лаврентия Черниговского. Тело старца было открыто для прощания. В течение недели верующие прикладывались к рукам батюшки, которыми он ещё недавно их радостно встречал и благословлял. Руки по-прежнему были тёплыми и мягкими, как у спящего человека. Потом тело отца Лаврентия перенесли в храм-усыпальницу, и оно двадцать дней стояло открытым. Никаких следов тлена не было.
А 22 августа 1993 года Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви Московского Патриархата схиархимандрит Лаврентий Черниговский был причислен к лику святых в чине преподобного. Когда гробница святого была вскрыта, усыпальница наполнилась удивительным ароматом. Нетленные мощи Лаврентия Черниговского темно-коричневого цвета. Такие же, как у древних отцов Востока и угодников Божиих Киево-Печерской лавры. Сегодня они покоятся в Троицком кафедральном соборе Чернигова. Есть множество людей, получивших исцеление по молитвам у гробницы преподобного. Живы и сегодня те, кто знал святого старца и слышал слова, произнесённые им в минуты прозрений. Среди этих людей – наш Блаженнейший митрополит Владимир, который, будучи подростком, по его собственному признанию, услышал от святого пророческие слова: «Будешь на Киевской кафедре».
Почему же в день памяти преподобного Лаврентия мы начали разговор именно с «вещественных», неоспоримых свидетельств его святости перед Богом и несомненности его дара прозорливости? Да потому, что именно Лаврентию Черниговскому, святому, чьё служение прошло на землях современной Украины, принадлежат такие слова:«Обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев - это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с Великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни коем случае». И, пожалуй, не найдётся такого святого, о ком с такой неохотой вспоминали бы ныне в современной Украине (власти политические, идеологические, а подчас и церковные), чью святость и дарования от Бога так часто не подвергали бы сомнениям и замалчиванию. А ведь преподобный Лаврентий ещё в 40-х годах, задолго до церковного раскола на Украине, и такое предсказывал: «...все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католиками, униатами, украинцами-самосвятами и другими) и сильно на Украине ополчатся против канонической Православной Церкви, её единства и соборности. Этих еретиков будет поддерживать безбожная власть, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский митрополит (недостоин сего звания) вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Сам уйдёт в вечную погибель, как и Иуда». Разумеется, такое не всем нравится. Особенно тем, кто вместо православного христианства исповедует «независимость» и ей же поклоняется как божеству.Нынешние украинские «оппоненты» святого разнообразием и глубиной рассуждений, как правило, не отличаются. Иногда бессмысленно играют известными словами о том, что после Иоанна Крестителя не будет больше пророков. Но это обычное неграмотное толкование и вырывание из контекста. В случае с Иоанном Предтечей речь шла об особом служении пророков-законодателей Израиля. Их главной задачей была проповедь о грядущем Спасителе, и после Его пришествия необходимость в подобных пророчествах отпала. Но история Церкви являла и являет тысячи примеров, когда Бог через особых людей открывал и открывает по сей день будущее. Этот дар верующие знают. Называется он прозорливость. Или вдруг начинают рассуждать о том, что в некоторых изречениях Лаврентия Черниговского не всё понятно и не всё в точности сходится. Но возникает вопрос: а в Апокалипсисе, или Откровении Иоанна Богослова, там всё ясно и всё однозначно? Однако мы признаём, что эта книга написана по вдохновению Духа Святаго и пока не дерзаем безумно исключать её из Нового Завета. Не всё сразу и не всем открывается.Тут дело в другом. Видимо, слова преподобного Лаврентия обличают многих из нас. Неправду нашей жизни, неправду нашей государственной (а местами и церковной) политики. И мы по гордыне своей отказываемся признать свою неправоту. И, кстати, страшно при этом рискуем. Ведь говорил преподобный о нас и о нашем будущем. А мы делаем вид, что нас это не касается и лепечем о «неувязках».Но ведь не только успение, обретённые нетленные мощи, исцеления преподобного Лаврентия говорят о том, что он человек особенный, человек Божий, а следовательно, к его словам и предупреждениям стоит внимательно прислушаться. И вся его жизнь, которая хорошо известна, говорит о том же. Эпизоды детства, юности, многолетнего уникального служения Церкви явно указывают на то, что человек этот избран Промыслом Божиим. И что через него Бог обращается к нам.
Родился будущий схиархимандрит Лаврентий в 1868 году в селе Карильском (Карыльском) Кролевецкого уезда, близ города Коропа в Черниговской губернии. В миру звали его Лука Евсеевич Проскура. Был он шестым ребёнком в верующей, благочестивой крестьянской семье. В раннем детстве во время игры он упал и ушибся так, что стал хромым. Однако Господь восполнил физический ущерб и наградил Луку многими дарованиями: редким музыкальным слухом, любовью к церковному пению. Его земляк, бывший регент императорского хора, заметил необычные способности мальчика и стал обучать его регентскому искусству. К четырнадцати годам, после окончания земской школы, Лука сам становится регентом небольшого церковного хора, играет на скрипке. А ещё, чтобы помогать семье, осваивает профессию портного. Становится известным мастером. После смерти матери Лука решает уйти в монастырь, но старший брат был против, и Лука смиряется.Лишь спустя шесть лет он уходит на послушание в Рыхловский Никольский мужской монастырь. Здесь он возглавляет хор, пение которого вскоре привлекает всеобщее внимание. Что отличало хор молодого регента? То, что это был подлинный, молящийся хор. Служивший Богу и воспевавший Бога. А в этом и есть подлинное призвание церковного клироса – вместе с ангелами петь, хвалить и благодарить Бога. О таком назначении церковного пения часто забывают сегодня, да и во времена юности послушника Луки помнили не всегда. Особое молитвенное пение, строгость соблюдения устава богослужения, чистое звучание – всё это отличало хор, которым руководил Лука.В эти же годы он трижды побывал на Афоне и в Святой Земле. Когда он открыл одному из афонских старцев своё желание стать монахом Святой горы, тот сказал: «Езжай в Россию, ты там нужен будешь». В 1905 году указом епископа Черниговского Антония (Соколова) послушник Лука был назначен в Черниговский Троице-Ильинский мужской монастырь регентом. Он переезжает в Чернигов, где живёт и служит всю оставшуюся жизнь. Здесь же в 1912 году в возрасте сорока пяти лет Лука принимает монашество с именем Лаврентий. Через два года он был рукоположен в иеродиакона, а в 1916 году — в иеромонаха. Уже при большевиках, в 1923 году, в Киеве отец Лаврентий был тайно пострижен в схиму лаврским схиигуменом Гавриилом, а в 1928-м возведён в сан архимандрита.
За всеми этими цифрами лет и простым перечислением фактов стоит одно – горячее, неустанное служение Богу и постоянный ясный, несомненный ответ Бога на это желание своего служителя. Дерзнём предположить: милость Божья, явленная на отце Лаврентии, была результатом трёх главных, часто невидимых миру «деланий»: пения Богу (не только на клиросе, но постоянной хвалы Его), непрестанной Иисусовой молитвы и тайной горячей молитвы о всём мире. В ответ на изумительную, редкую молитву хора отца Лаврентия и его личную непрестанную молитву Бог щедро от года к году умножал Свои дарования. Отец Лаврентий становится старцем, руководит ко спасению множество монашествующих и мирян. И со временем среди множества даров Божиих (любви к ближним, необыкновенного сочувствия всем нуждающимся, подлинной монашеской молитвы) окружающим открывается ещё один дар отца Лаврентия – прозорливость. Сразу после революции, видя, сколько греха и горя творится на родной земле, и, желая выпросить у Бога милости для родного и любимого им народа, архимандрит Лаврентий принимает на себя подвиг пещерного жития. В 1917—1925 годах в Чернигове на Болдиной горе возле Троицкого монастыря он ископал глубокие и длинные пещеры, которые впоследствии были названы Лаврентиевыми.
Рядом находились Алипиевы пещеры, выкопанные игуменом Алипием, сомолитвенником преподобного Лаврентия. Свод пещер составил подземную обитель с храмом в память святого великомученика Георгия Победоносца.
До самого закрытия монастыря в первой половине 20-х годов отец Лаврентий был регентом хора, уставщиком и ведал монастырским книгохранилищем.
Постепенно он становится известен как старец высокой жизни, строгий последователь Православия. За советом и молитвенной помощью к нему приезжали не только обычные верующие, но и черниговские епископы. Его ласковый нрав, рассудительность и в то же время способность расплакаться от подлинного сочувствия чужой беде привлекали к нему души людей. Всё более открывался и дар прозрений. Часто человек лишь переступал порог, а батюшка уже знал, кто он, зачем пришел. Помощь от его провидческого дара была самой разнообразной – от простой, бытовой (где найти средства в бедности, выдавать ли замуж дочь) до вопросов жизни и смерти. Кого-то он не благословлял отправляться в путь и к вечеру узнавали, что поезд сошёл с рельс. Он убеждал, что якобы погибший на фронте ещё жив, и это подтверждалось. Отец Лаврентий предупреждал о грядущей войне, не раз точно указывал, кто выживет, а кто будет призван к Богу. Случаев подобных, записанных живыми свидетелями, существует великое множество. Среди тех, кто узнавал через старца волю Божью о себе и своих близких не только простые люди, но и иерархи Церкви, интеллигенция Чернигова, даже люди иных вер и вовсе атеисты. Всегда ясные и определенные ответы отца Лаврентия поражали. Однажды близкий к нему человек решился спросить: «Батюшка, откуда вы знаете, что нужно ответить каждому обращающемуся к вам, и всегда это бывает правильное решение?» Старец ответил: «На мысль полагает Бог, и ответ в сказанном сразу».Когда в 1930 году закрыли Троицкий монастырь, отец Лаврентий поселился в маленьком убогом домике, где жили его духовные чада. Богослужения совершал в небольшом Ильинском храме. Так прошло двадцать лет. Потом закрыли и этот храм. Однако, не имея возможности петь Богу в храме, отец Лаврентий, бережно сохранял все богослужебные книги и обширную нотную библиотеку. Когда его спрашивали: «Разве ноты ещё понадобятся?» – он всегда отвечал: «Конечно, будем ещё читать и петь».
Лаврентий много и другого говорил. О последних временах, например. Так я люблю апокалиптические посиделки!